“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.
С малышами I группы стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (г. Щёкино) постоянно проводятся занятия с использованием пальчиковой гимнастики. Хочется также отметить, что развивать ловкость, координацию и точность движения пальцев рук помогают такие занятия, как рисование, лепка, игры с крупами и мелкими предметами (мозаика, прищепки, пуговицы, бусины) пазлы, теневой театр.
Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки – всё это способствует речевому развитие ребенка, а также формированию правильного звукопроизношения. Также улучшается память и внимание, развиваются творческие и умственные способности.
Педагоги стационарного отделения занятия пальчиковой гимнастикой подбирают согласно возрасту детишек и их индивидуальных особенностей. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.
Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.