Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации детского отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных каждый год преподносит геймерам все новые и новые игры, от которых нелегко отказаться.
Однако Интернет, средства массовой информации пестрят информацией о вредном влиянии компьютерных игр на здоровье человека, специалисты утверждают об опасности компьютерной зависимости. Но, когда всё в меру, тогда всё пойдёт на пользу.
В стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних (п.Гвардейский) малышей дошкольного возраста обучают элементарным навыкам овладения компьютером.
Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.
Игры делятся на развивающие, обучающие, игры-эксперименты, игры-забавы.
Развивающие игры для дошкольников.
Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка.
К программам этого типа относятся:
- графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;
- простые текстовые редакторы для ввода;
- «конструкторы сред»с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;
- «конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.
Обучающие игры
Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Игры – эксперименты
В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.
Игры-забавы
В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика».
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютерав игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютеромявляются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютеромдошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности
Правила компьютерных игр
– Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки – игра длится 9 минут.
– Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки – это полчаса в день.
– После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.
– Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.
Воспитатель: Даниленко Н.М.