Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной, костной и зрительной системой.

 Недоразвитие моторики проявляется, в основном, в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

         У детей с умственной отсталостью, поступивших в первый класс, наиболее ярко выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

Какие же упражнения, методы и приёмы помогут ребенку усовершенствовать свои навыки? 

  • Лепка. 

Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит, уровень умений зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, силу и тонус рук, развивают воображение, пространственное мышление, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть и достигать его.

В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто.

2) Игры и упражнения для формирования координации движений – «пальчиковые дорожки», лабиринты, игры в бирюльки».

 3) Составление фигур, композиций из счетных палочек, геометрических форм, разнообразных конструкторов.

С помощью этих предметов развивается ручная умелость, ловкость, координация, речь, мышление, воображение, сообразительность.

4) Все виды работ с бумагой

Плетение, обрывание, изготовление поделок – требуют работы обеих рук, точных и согласованных движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

5) Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника.

6) Оригами, плетение, квиллинг.

 Все указанные виды работ хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно, тогда как в других случаях основную работу выполняет ведущая рука, а в оригами, с этим может сравниться только лепка, часто одинаковые движения выполняют обе руки, что, безусловно, положительно влияет на развитие моторики рук, на мозговую деятельность и, соответственно, на развитие речи.

 7) Игры с волчками, шарами, камешками.

 Сначала ребенок учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого можно давать ребенку волчки маленького размера.

Волчки можно запускать только правой рукой, только левой рукой, двумя руками одновременно.

Вместо волчка можно использовать другие предметы: кольца пирамидок, шарики.

8) Фасолевые ванны

В миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох,

бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

 При этом следует помнить, что руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается со временем.

«Руки делают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

                                                                                              И .Павлов.

Логопед полустационарного отделения

  реабилитации детей с ОВЗ

Евтушенко В.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять