Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Технология “Социальный театр”

Форумтеатр – это интерактивный способ профилактики различных видов зависимостей и разрешения социальных проблем (раннее материнство, асоциальное поведение и других). Основоположник форумтеатра Августо Боаль (Бразилия) считал, что театр способен содействовать помочь каждому выбрать наиболее приемлемое решение.

Переходный возраст в современном мире имеет много проблем. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. От быстрого взросления несовершеннолетний испытывает физическое и психологическое напряжение, то есть стресс, и гораздо более мощный, чем впоследствии во взрослой жизни. Безопасное, надежное время детства безвозвратно уходит. На подростка ложится ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Подростковый возраст – это период, когда  еще вчера – малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, завышенная самооценка, расчетливость и цинизм в романтических отношениях, появляется желание уединения.

Сегодня современные подрост­ки заметно отличаются от тех, что были десять-двадцать лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с че­репами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильные телефоны. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: игра­ли в футбол, казаки-разбойники, в домино, с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мири­лись. Современ­ные подростки просто другие. Их делает такими социокультур­ная среда, в которой они растут.

Современные подростки бо­лее информированы, обо всем на­слышаны, у них широкий кругозор. Однако эти знания не глубоки. Большинство из них не проводит время за книгами, они растут перед мелька­ющими картинками телевизора, и не готовы к углубленному постиже­нию предметов. У современной мо­лодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, ко­роткую информацию, не вдаваясь в подробности. В наше время настолько умножились соблазны, что несовершеннолетние буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Пытаясь показать себя взрослыми и «крутыми», детям трудно устоять перед соблазнами, которые призваны для того, чтобы воздействовать на слабые стороны подростка. Только с сильным характером можно противостоять искушению. Сформировать устойчивую жизненную позицию, твердый характер, положительные ориентиры на жизнь, самостоятельность — все это является социально значимым для современного подростка.   Проблемы подросткового возраста – это лишь начало жизненного пути юного человека, поэтому необходимо как можно мягче обеспечить ему переход во взрослую жизнь.

Одной из актуальных проблем современного общества является рост негативных социальных явлений в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков, страдающих социальными зависимостями, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, игровая и компьютерная зависимости, шопоголизм и др. Наличие таких зависимостей препятствует гармоничному развитию личности, сознательному выбору жизненного пути, друзей, профессии, осознанию смысла жизни, значительно снижает их социальную активность, тормозит психическое и социальное развитие, повышает риск возникновения психических заболеваний, девиантного поведения, правонарушений и др. Как выстоять подросткам в современном социуме? Какой избрать путь?  Перед подростком постоянно стоит проблема выбора, а выбор уже сам по себе — ситуация стрессовая. В результате постоянного стресса, наложенного на гормональные изменения в организме, подростку бывает очень трудно владеть собой: он реагирует слишком яркими всплесками настроения на любые внешние события. Чтобы ребенок не разочаровался в своем выборе, ему нужно помочь, подтолкнуть, направить на путь истинный.

Изменить данную ситуацию может только внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, осуществляющих работу с подростками. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр.

С воспитанниками стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (п.Гвардейский) было проведено несколько занятий в форме социального театра.

Основная цель (идея) социального интерактивного театра – показать подросткам, обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить детям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих.

Технология предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.

Основоположником форум-театра, а следовательно, и социального интерактивного театра, является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетенных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.

Первое – целевые аудитории. Работа по технологии социальный интерактивный театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами угнетения и насилия.

Второй компонент – актеры. Актерами современных социальных театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества.

Следующий компонент – сценки и сценарии. При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В социальном театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты. Решение конфликта не дается в сценарии. Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни – задача аудитории, “активных зрителей” социального интерактивного театра.

И последний компонент социального интерактивного театра – джокер (наставник). Роль джокера заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа.
Приступая к тренингу, следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 части. Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участниками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть – театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, остальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены.

Начало занятий в социальном интерактивном театре предполагает вводный инструктаж:

Работа с ведущим социального театра джокером.
Задачи джокера

  1. провоцировать зрителя на обсуждение
    2. начинать и вести дискуссию
    3. контролировать ситуацию внутри группы

    Джокер должен:
    1. владеть навыками тренерской деятельности
    2. владеть информацией по проблеме, поднимаемой в спектакле

3.быть лидером в группе по подготовке “Форум-театра”
4. следить за работой внутри группы (написание сценария, его детализация,

  1. оценивать поведение участников группы в конкретных ситуациях).

    Во время проведения “Форум-театра”
    1.четко формулировать свои вопросы
    2.наталкивать зрителя на размышление
    3.принимать все мнения зрителя, не критикуя и не оценивая их
    4.уметь делать СТОП, если этого не сделали зрители.

    Примерные вопросы:
    что вы чувствовали после первого просмотра спектакля?
    что вы чувствовали по отношению к 100% угнетателю, угнетенному?
    что вы чувствовали, заменяя актеров?
    что вы чувствовали, когда вам не удалось изменить ситуацию?
    может ли эта ситуация произойти в нашей жизни?
    Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами.

Важный момент здесь – выявление успешных или неуспешных действий актеров. Обсуждаются те “открытия” зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем.

В нашем учреждении данная технология применяется в работе воспитателем стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (п. Гвардейский) Исаевой Иса-Заде К.Ю. С группой подростков ежемесячно проводятся тренинги в форме форум-тетра. Воспитанники под руководством своего наставника выбирают проблемную тему, составляют подробный сценарий и организуют показ «проблемного» спектакля. Исходя из вербального опроса воспитанников можно сделать вывод, что данная технология интересна и эффективна при работе с подростками. Так же технология форум-театра способствует активизации внутренних эмоциональных ресурсов детей, развитию памяти, внимания, речи, творческого мышления и креативности; сплочению коллектива воспитанников и выработке умения правильно распределять время, необходимое для подготовки спектакля.

Подготовил: воспитатель

Исаева Иса-Заде К.Ю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять