Форум–театр – это интерактивный способ профилактики различных видов зависимостей и разрешения социальных проблем (раннее материнство, асоциальное поведение и других). Основоположник форум–театра Августо Боаль (Бразилия) считал, что театр способен содействовать помочь каждому выбрать наиболее приемлемое решение.
Переходный возраст в современном мире имеет много проблем. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. От быстрого взросления несовершеннолетний испытывает физическое и психологическое напряжение, то есть стресс, и гораздо более мощный, чем впоследствии во взрослой жизни. Безопасное, надежное время детства безвозвратно уходит. На подростка ложится ответственность за свои поступки, за свою жизнь. Подростковый возраст – это период, когда еще вчера – малыш, а сегодня уже взрослый ребенок вступает в новый этап своей жизни. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. Для подростков характерна импульсивность, неустойчивость, завышенная самооценка, расчетливость и цинизм в романтических отношениях, появляется желание уединения.
Сегодня современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять-двадцать лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильные телефоны. Уже несколько лет за окном — пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: играли в футбол, казаки-разбойники, в домино, с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились. Современные подростки просто другие. Их делает такими социокультурная среда, в которой они растут.
Современные подростки более информированы, обо всем наслышаны, у них широкий кругозор. Однако эти знания не глубоки. Большинство из них не проводит время за книгами, они растут перед мелькающими картинками телевизора, и не готовы к углубленному постижению предметов. У современной молодежи клиповое мышление. Хотят сразу получить яркую картинку, короткую информацию, не вдаваясь в подробности. В наше время настолько умножились соблазны, что несовершеннолетние буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Пытаясь показать себя взрослыми и «крутыми», детям трудно устоять перед соблазнами, которые призваны для того, чтобы воздействовать на слабые стороны подростка. Только с сильным характером можно противостоять искушению. Сформировать устойчивую жизненную позицию, твердый характер, положительные ориентиры на жизнь, самостоятельность — все это является социально значимым для современного подростка. Проблемы подросткового возраста – это лишь начало жизненного пути юного человека, поэтому необходимо как можно мягче обеспечить ему переход во взрослую жизнь.
Одной из актуальных проблем современного общества является рост негативных социальных явлений в подростковой среде. За последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков, страдающих социальными зависимостями, такими как алкоголизм, наркомания, табакокурение, игровая и компьютерная зависимости, шопоголизм и др. Наличие таких зависимостей препятствует гармоничному развитию личности, сознательному выбору жизненного пути, друзей, профессии, осознанию смысла жизни, значительно снижает их социальную активность, тормозит психическое и социальное развитие, повышает риск возникновения психических заболеваний, девиантного поведения, правонарушений и др. Как выстоять подросткам в современном социуме? Какой избрать путь? Перед подростком постоянно стоит проблема выбора, а выбор уже сам по себе — ситуация стрессовая. В результате постоянного стресса, наложенного на гормональные изменения в организме, подростку бывает очень трудно владеть собой: он реагирует слишком яркими всплесками настроения на любые внешние события. Чтобы ребенок не разочаровался в своем выборе, ему нужно помочь, подтолкнуть, направить на путь истинный.
Изменить данную ситуацию может только внедрение новых идей и подходов в деятельность учреждений, осуществляющих работу с подростками. Необходимо использовать в профилактике правонарушений несовершеннолетних новые технологии, интересные и привлекательные для подростков, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр.
С воспитанниками стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (п.Гвардейский) было проведено несколько занятий в форме социального театра.
Основная цель (идея) социального интерактивного театра – показать подросткам, обществу необходимость участия каждого человека в построении лучшего будущего, объяснить детям, что в большинстве случаев улучшение их жизни и изменение социальной ситуации в стране зависит от них самих.
Технология предусматривает активное участие зрителей в спектакле наравне с актерами, находя альтернативы решений проблем, приобретая опыт активного проявления личной инициативы. Постановка строится таким образом, что сцена заканчивается пиком конфликта, и зрители, заменив одну из ролей, меняют ситуацию угнетения так, чтобы она перестала быть опасной и унизительной для жертвы.
Основоположником форум-театра, а следовательно, и социального интерактивного театра, является бразильский режиссер Августо Боаль, создатель Народного Театра Угнетенных. Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации.
Первое – целевые аудитории. Работа по технологии социальный интерактивный театр может быть эффективна для любого человека, или группы, которые идентифицируют себя с жертвами угнетения и насилия.
Второй компонент – актеры. Актерами современных социальных театров в мире являются представители целевых групп, которые заинтересованы и мотивированы заниматься разрешением своих проблем через изменение общества.
Следующий компонент – сценки и сценарии. При разработке сценариев необходимо учитывать, что основой любого драматического действия является конфликт. В социальном театре сцена заканчивается на пике конфликта. Конфликт сознательно доводится до максимальной остроты. Решение конфликта не дается в сценарии. Найти решение и разрешить его на сцене, а затем в жизни – задача аудитории, “активных зрителей” социального интерактивного театра.
И последний компонент социального интерактивного театра – джокер (наставник). Роль джокера заключается в организации процесса подготовки актеров, он проводит упражнения, корректирует сценки, помогая группе достигать наибольшей выразительности, и осуществляет работу с аудиторией во время показа.
Приступая к тренингу, следует разбить работу с группой на 2 основных этапа: подготовка актеров и подготовка сцен. Этап подготовки актерской группы занимает половину времени тренинга. Вторую половину времени делят на 3 части. Первая часть посвящается обсуждению ситуаций нарушения прав и свобод, угнетения, которые произошли с участниками или свидетелями которых они стали. Из этих ситуаций разрабатывается сценарий для представления. Вторая часть посвящена репетициям мизансцен и спектакля в целом с использованием актерских техник. Третья часть – театр-форум. Пространство комнаты делают похожим на сцену и зрительный зал, участники поочередно представляют свои сцены, остальные группы принимают на себя роль зрителей, предлагают возможные варианты замен, помогают улучшить сцены.
Начало занятий в социальном интерактивном театре предполагает вводный инструктаж:
Работа с ведущим социального театра джокером.
Задачи джокера
- провоцировать зрителя на обсуждение
2. начинать и вести дискуссию
3. контролировать ситуацию внутри группыДжокер должен:
1. владеть навыками тренерской деятельности
2. владеть информацией по проблеме, поднимаемой в спектакле
3.быть лидером в группе по подготовке “Форум-театра”
4. следить за работой внутри группы (написание сценария, его детализация,
- оценивать поведение участников группы в конкретных ситуациях).
Во время проведения “Форум-театра”
1.четко формулировать свои вопросы
2.наталкивать зрителя на размышление
3.принимать все мнения зрителя, не критикуя и не оценивая их
4.уметь делать СТОП, если этого не сделали зрители.Примерные вопросы:
что вы чувствовали после первого просмотра спектакля?
что вы чувствовали по отношению к 100% угнетателю, угнетенному?
что вы чувствовали, заменяя актеров?
что вы чувствовали, когда вам не удалось изменить ситуацию?
может ли эта ситуация произойти в нашей жизни?
Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами.
Важный момент здесь – выявление успешных или неуспешных действий актеров. Обсуждаются те “открытия” зрителей, которые могут помочь успешно проводить спектакли по данному сценарию в дальнейшем.
В нашем учреждении данная технология применяется в работе воспитателем стационарного отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (п. Гвардейский) Исаевой Иса-Заде К.Ю. С группой подростков ежемесячно проводятся тренинги в форме форум-тетра. Воспитанники под руководством своего наставника выбирают проблемную тему, составляют подробный сценарий и организуют показ «проблемного» спектакля. Исходя из вербального опроса воспитанников можно сделать вывод, что данная технология интересна и эффективна при работе с подростками. Так же технология форум-театра способствует активизации внутренних эмоциональных ресурсов детей, развитию памяти, внимания, речи, творческого мышления и креативности; сплочению коллектива воспитанников и выработке умения правильно распределять время, необходимое для подготовки спектакля.
Подготовил: воспитатель
Исаева Иса-Заде К.Ю.