Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Семейный палаточный лагерь-интенсив “Мы вместе”

С 2015 года наше учреждение обслуживает 5 территорий Тульской области. Протяженность обслуживаемых территорий составляет с северо-востока на юго-запад- 170 км., с севера на юг – 110 км.

Численность детского населения на обслуживаемых территориях составляет 17 %   общего детского населения региона. Хотелось бы отметить, что 56 % детского населения обслуживаемых нами территорий проживают в деревнях и сёлах. В своей структуре учреждение имеет 2 стационарных отделения для несовершеннолетних, расположенных в городской зоне и сельской местности, 5 отделений помощи семье и детям, находящихся в районах Тульской области и отделение срочного социального обслуживания.  Предметом деятельности учреждения является оказание социальной помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Профилактика социального сиротства в настоящее время является важнейшей социальной проблемой в современной России. Правительство Тульской области принимает значительные усилия для ее решения. С этой целью была разработана и утверждена региональная программа «Комплексные меры профилактики социального сиротства в Тульской области» на 2016-2017 годы», одним из направлений которой является внедрение эффективных социальных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

В рамках региональной программы «Комплексные меры профилактики социального сиротства в Тульской области на 2016 – 2017 годы», специалистами государственного учреждения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4» в 2017 году впервые была разработана и реализована технология проведения летнего семейного палаточного лагеря-интенсива «Мы вместе». Семейный лагерь-интенсив – это временная форма организации совместного досуга детей и родителей, которая дает возможность в короткие сроки достичь позитивных изменений в детско-родительских отношениях, активизировать собственные ресурсы семьи и мотивировать ее на дальнейшее сотрудничество. Основная цель лагеря – создание условий для комплексной реабилитации семей с детьми, имеющих различного вида зависимости.

Многие зададут вопрос: «Почему лагерь-интенсив?»

Палаточный лагерь-интенсив – форма работы, позволяющая:

провести быстрый и качественный прорыв в преодолении проблем в детско-родительских и супружеских отношениях;

стабилизировать изменения, инициированные занятиями с специалистами до поездки на интенсив;

детям, употребляющими ПАВ, пройти комплексную реабилитацию в условиях палаточно-походной жизни;

создать оптимальные условия для формирования адаптивной среды, нормализовать структуру социально-психологического взаимодействия участников;

в короткие сроки получить бесплатную консультативную помощь специалистов в решении проблем с алкогольной зависимостью.

Уникальность и особенность семейного лагеря-интенсива «Мы вместе»:

семейный лагерь – это один из лучших форматов социальной реабилитации, который способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи детям и родителям, имеющим проблемы с зависимостью;

временный характер позволяет в короткие сроки достичь позитивных изменений в детско-родительских отношениях, активизировать собственные ресурсы семьи и мотивировать ее на дальнейшее сотрудничество;

интеграция семей из различных социальных групп в единое сообщество (несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет,  а также их родители; родители, имеющие алкогольную зависимость, прошедшие лечение в медицинских организациях и находящимися в состоянии ремиссии; семьи волонтеров, социальных партнеров, специалистов, работающих в лагере), дает возможность увидеть образцы положительного взаимодействия детей и родителей, самих взрослых;

разновозрастный состав лагеря расширяет круг общения участников, а разноплановое профессиональное сопровождение, включая педагогическое, психологическое, медицинское, повышает эффективность реабилитационной работы;

бюджетная эффективность позволяет экономить средства на оказание мер социальной поддержки, в том числе на организацию летнего отдыха детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В лагере проходили реабилитацию семьи с детьми, имеющие:

  • психологические проблемы;
  • нарушения поведения у детей (ложь, воровство, употребление ПАВ), с трудностями адаптации в социуме;
  • сложности в детско-родительских отношениях;
  • проблемы с алкоголем, но прошедшие лечение в медицинских организациях и находящиеся в состоянии ремиссии;
  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

а также:

  • семьи сотрудников учреждения с детьми в качестве положительного примера конструктивных семейных отношений.

60 % из них составили семьи, имеющие проблемы с алкоголем, 20 % -семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, 10 % – семьи, с несовершеннолетними, склонными к употреблению ПАВ и 10 % семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Работа в лагере проводилась по следующим направлениям:

социально-психологическое;

социально-педагогическое;

психолого-медико-педагогическое просвещение;

организация отдыха и оздоровления.

Особенностью психологической работы с семьями и детьми в условиях лагеря стало применение инновационных технологий, которые в достаточно короткие сроки дают эффективные результаты реабилитационной и профилактической работы. Это – семейное консультирование, арт-терапия, соулколлаж, метод «дерево жизни», логотерапия, социальные игры, метафорические карты. В рамках психологической работы была проведена комплексная психологическая диагностика личностных особенностей детей и родителей. Ежедневно проводились психологическое семейное консультирование по вопросам детско-родительских и супружеских отношений; индивидуальные и групповые занятия, способствующие раскрытию личностного и духовного потенциала каждого члена семьи, развитию мотивации на позитивное поведение, интересов и способностей, преодолению эмоциональной напряженности, обучению навыкам здорового образа жизни; тренинги социальной компетенции; релакс-сеансы на снятие эмоционального напряжения.

Педагогическая работа в лагере заключалась в организации различных мероприятий педагогической направленности. Ежедневно проводились  досуговые мероприятия такие как викторины, творческие конкурсы, квесты, спартакиады, творческие мастер-классы, настольные и подвижные игры.

Психолого-медико-педагогическое и духовное просвещение включало в себя психологические лекции, беседы и консультирование по проблемам воспитания, личностного развития детей, детско-родительского общения и взаимодействия, психологического здоровья. Специалистами наркологического диспансера проводились медико-профилактические лекции и беседы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и родителей, по проблемам зависимости, профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних. Также были проведены встречи с представителями православной церкви для организации бесед о значимости института семьи, отцовства и материнства, духовно-нравственных ориентирах, здоровом образе жизни, приобщение детей и родителей к православным традициям.

Работа по оздоровлению и отдыху детей и родителей предусматривала осуществление валеологической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: организацию сбалансированного питания; сеансы релаксздоровья для детей и взрослых; проведение спортивных мероприятий –  спартакиад, соревнований, эстафет; физическое закаливание путем проведения ежедневной физзарядки, пробежек, водных процедур.

Жизнь в лагере строилась строго по расписанию (приложение 1). В течение каждого дня проходило несколько обязательных мероприятий. Каждый день имел свою тематическую направленность и подчинялся основным целям и задачам лагеря (приложение 2). День начинался с создания соответствующего настроения участникам лагеря разными средствами – специально подобранными играми, беседами с набором продуманных вопросов, приводящих к определенным самостоятельным выводам, индивидуальными или групповыми творческими заданиями с последующими комментариями, заранее подготовленным действом. В течение дня выстраивалась цепочка мероприятий, раскрывающих содержание темы дня, способствующих размышлениям участников смены о смыслах этого содержания, обмену мнениями в творческой форме. Заканчивался день вечерним костром, подведением итогов, фиксированием результатов, проектными предложениями на следующий день.

В течение дня в лагере работала команда специалистов, у каждого из которых  были свои четко определенные функции. Педагоги ходили с детьми на прогулки, организовывали спортивные мероприятия, творческие мастерские, играли в настольные и подвижные игры. В это время с родителями занимались педагоги-психологи, семейный психолог. Однако, большую часть дня дети проводили в совместной с родителями деятельности.

Важной составляющей смены стало наличие соответствующей атмосферы, где участники и специалисты чувствовали себя единой командой.  В семейном лагере всё делали вместе: вместе участвовали в играх, квестах, рукодельных мастерских, театрализованных представлениях, вместе готовили еду, вместе наводили порядок на территории.

В ходе работы лагеря специалистами учреждения были апробированы и доказали свою эффективность многие инновационные психолого-педагогические технологии. Эти формы работы дают возможность решить проблемы личностных и детско-родительских отношений, повлиять на жизненные установки и отработать новые навыки взаимодействия со средой и самим собой.

Наиболее эффективными стали:

социально-педагогические технологии

«Вечерняя свеча» –  час общения специалистов с детьми и их родителями.

Вечером, после окончания всех мероприятий, все участники и специалисты лагеря садились в круг. В центре этого круга зажигалась свеча, причем, как правило, зажигал ее тот, кому была нужна поддержка. Давалось время для того, чтобы молча посидеть несколько минут. Потом, кто-то из взрослых начинал рассказывать сказку или притчу, иногда это была песня под гитару. Каждый из участников круга (по желанию) высказывал свое мнение по поводу прожитого дня. Тесный вечерний круг очень объединяет всех, делая ближе, понятнее друг другу. Такой финал дня предлагает участникам по-новому увидеть друг друга и себя. Во время проведения свечи снимается страх отвержения, страх неуспеха, потому что в этом кругу не говорится о плохом. Взрослые и дети выражают свои чувства, прислушиваются к словам и стараются понимать других.

«Письма поддержки»

Каждый ребенок и родитель за время пребывания в лагере получал письма, где о нем говорилось только хорошее. Это хорошее должно было соответствовать действительности. Необходимо было найти действительно присущие данному участнику сильные стороны, отметить хорошие поступки и написать об этом. Такое письмо наутро ребенок или взрослый получал в специальном почтовом ящике. Послания отправлялись ребятами, родителями и специалистами.

«Письма поддержки» стали связующим звеном между специалистами, детьми и их родителями, между самими ребятами, давая возможность поддержать друг друга, выразить свои чувства.

«Семейная игротека»

Семейная игротека – это возможность поиграть с членами своей семьи и другими семьями в интересные игры, узнать лучше друг друга, научиться взаимодействовать и налаживать отношения, проявить свои лучшие качества. Семейная игротека состояла из множества игр различной направленности:

детские настольные игры;

взрослые настольные игры;

психологические игры для детей и взрослых;

социальные игры для семьи.

В работе “Семейной игротеки” принимали участие все: и дети, и родители, и сотрудники. Каждая Игротека – это не только демонстрация, но и возможность опробовать новые игры в приятной компании других детей и взрослых. Все игры были подобраны так, чтобы участники могли найти то, что им по душе, или что наиболее полезно для работы, и кроме того, чтобы игра приносила бы радость и пользу.

«Стена достижений»

Стена достижений использовалась для наглядного отслеживания результатов реабилитационной работы с детьми и родителями. Дети, а также их родители на специальном стенде отмечали важные моменты жизни в лагере:

«Я попробовал…»

«Я научился…»

«У меня теперь есть…» и

«Мы научились…»,

«Мы узнали…»,

«Мы теперь можем…».

«Реалити-квесты» – это разновидность командных игр, где предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.

В процессе квеста участники имели возможность пообщаться, узнать много нового и интересного, реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Такой формат игры дает возможность каждому ребенку и взрослому стать непосредственным участником интересных и захватывающих событий, учит действовать сообща и слажено, стремиться к победе, преодолевая возникающие на пути к ней трудности.

социально-психологические технологии

 «Психологическое семейное консультирование» – помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собственную структуру, функции, цели, потребности и смыслы существования.

Семейное консультирование позволяет не только решать проблемы, волнующие семью, но и помочь или научить ее в дальнейшем преодолевать возникающие трудности самостоятельно, активизируя свои личностные возможности и ресурсы ближайшего окружения.

Семейное консультирование более экологичнее по сравнению с индивидуальным консультированием, т.к. проблема семьи рассматривается с точки зрения восприятия каждым ее членом, а не отдельно взятым человеком.

«Соулколлаж (Soulcollage)» – это арттерапевтический метод (авт. Seena B. Frost), который представляет собой технику, где клиентам предоставляется возможность представить себя и свою жизнь в виде самостоятельно сделанных карт в коллажах, используя выбранные изображения картинок.

Каждый коллаж представляет собой отдельный аспект личности, в том числе внутреннее ” я “. Этот процесс является средством доступа к внутренней мудрости и расширения самопознания через психологическую разведку.  Соулколлаж – это личная история о человеке.

Работа в технике Соулколлаж доступна и эффективна в применении. Работать можно как индивидуально, так и в группе, где участники могут больше узнать друг о друге.

Соулколлаж помогает детям и взрослым получить новые знания об особенностях социального взаимодействия, повысить уровень коммуникативных знаний.

Метод «Дерево жизни» (авт. Нказело Нкубе, Дэвид Дэнборо) – метод работы с людьми, пережившими травматическое событие. Суть метода – графическое изображение жизни человека с использованием метафоры дерева. Основная идея – выстроить плотную, насыщенную предпочитаемую историю жизни, восстановить разрушенный травматическими событиями контакт с мечтами, ценностями и принципами.

Метод предоставляет возможность детям и взрослым чувствовать связь с их культурным контекстом, историей и сообществом, и при этом позволяет избежать повторной травматизации.

«Социальные игры» (авт. Гюнтер Хорн) — это уникальные психологические игры с элементами социального взаимодействия. Игры Гюнтера Хорна способствуют социализации  детей, подростков и взрослых и направлены на коррекцию внутрисемейных отношений и норм поведения, а также коррекцию агрессивного поведения подростков в среде сверстников.

Использование психологических игр социальной направленности позволяет психологу увидеть специфику проблем конкретной семьи воочию и простроить коррекционную работу с данной семьей, родителю и ребенку – дает шанс на формирование новых взаимоотношений, тренировку определенных навыков. Данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

«Релаксация» – это естественный природный транквилизатор (успокоитель) организма. В отличие от успокаивающих лекарств, алкоголя и других психоактивных веществ, она не имеет побочных явлений и эффектов. К тому же, глубокое мышечное расслабление значительно лучше уменьшает излишнее напряжение, чем различные химические вещества.

Представленные технологии работы с семьями, имеющими проблемы с зависимостями, имеют свои достоинства и эффекты. Как показала работа летнего палаточного семейного лагеря-интенсива, подобранные технологии показывают высокую эффективность социальной работы.

Необходимо отметить, что немаловажной частью успешной  реализации лагеря стала подготовительная работа.

За полгода до открытия лагеря была проведена рекламная кампания и информирование населения. На официальном сайте учреждения была размещена информация о лагере, где можно было подать предварительную заявку. На всех обслуживаемых территориях была размещена информация в СМИ, специалистами распространялись буклеты, в том числе и через областной наркодиспансер. Был определен кадровый состав лагеря. Все специалисты прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Семьи, имеющие зависимости от ПАВ: основные подходы, технологии организации социально-психолого-педагогической работы», а также по программе подготовки специалистов для работы в летнем семейном палаточном лагере-интенсиве, разработанной учреждением.  Была сформирована методическая и материально-техническая база (закуплено необходимое туристическое снаряжение, игровое оборудование и инвентарь). Проведен мониторинг целевых групп лагеря, сформированы списки участников; разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность лагеря (положение, приказы); подготовлены документы для открытия лагеря.

Неоценимую помощь в подготовке к работе лагеря-интенсива оказали социальные партнеры учреждения и просто неравнодушные люди. Благодаря им были приобретены продукты для организации полноценного  питания участников лагеря и инвентарь для хозяйственных нужд.

Подведя итоги работы, можно смело утверждать, что данная технология работы с семьями, имеющими различного рода зависимости, является эффективной.  По результатам диагностики, проведенной специалистами, наблюдается положительная динамика в решении проблем участников смены: отмечена положительная динамика в личностном развитии по целому ряду критериев (самооценка, коммуникативность, ценностные ориентации, мотивация на ведение здорового образа жизни и др.), появилась мотивация на изменения, у родителей выработалось понимание подхода к реабилитационной работе, практически все изъявили желание на дальнейшее сотрудничество с учреждением.

Все семьи и дети, прошедшие реабилитацию в лагере, отметили важность и полезность подобной формы работы, указали удовлетворенность оказанной помощью, кроме того, увидели позитивные изменения в личностном развитии, мотивации и мировоззрении.

По итогам опроса участников лагеря было выявлено, что дети и родители с пользой отдохнули, весело провели время, улучшили состояние своего здоровья, нашли новых друзей, научились мастерить поделки, рисовать, танцевать и петь.

Одним из главных результатов проведения семейного палаточного лагеря-интенсива стало то, что семьи приобрели навык самостоятельного решения собственных трудностей, либо узнали, куда и к кому можно обратиться за помощью в каждом конкретном случае.

Эффективность работы в рамках программы лагеря отмечают и специалисты. Они видят уникальность и значимость технологии проведения семейного лагеря-интенсива в том, что в ней обозначены ключевые подходы к реабилитации детей и их родителей, которые основаны на взаимодействии специалистов с семьей. Без помощи семьи ни одно реабилитационное учреждение не может в полной мере восполнить пробелы в развитии и воспитании несовершеннолетних. В этом контексте семья по отношению к учреждению выступает не только как потребитель, но и, что очень важно, в роли партнера.

Атмосфера доброжелательности и благоприятная безопасная позитивная среда, особое отношение к детям и родителям буквально преобразили всех участников программы лагеря – от семей до самих специалистов.

В летнем семейном палаточном лагере-интенсиве «Мы вместе» команда специалистов выполнила свою главную миссию: «Мы поддержим их сегодня, чтобы завтра они смогли справиться с трудностями сами, а может быть поддержать других!»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять