Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Работа дефектолога с неговорящими детьми

Приступая к занятиям с неговорящим ребенком, важно не отпугнуть его настойчивым «скажи». Можно использовать различные игры с игрушкой, которая могла бы заинтересовать ребенка.

Чтобы вызвать у ребенка безречевое, а в последствии речевое подражание, вы можете ненавязчиво предложить игру типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж). Далее работа ведется по нескольким направлениям.

  1. Развитие понимания речи, простейших инструкций. Например, попросите ребенка (дай ручку, покажи носик)
  2. Пробуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересуют ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: предложите ребенку поискать спрятанную игрушку, найти части тела. Например, спрячьте одну руку за спину и скажите: – Ой, а где вторая рука, ну-ка поищи другую руку, где она спряталась?
    Также можно предложить ребенку спрятаться и поискать его самого, приговаривая: – Раз, два, три, четыре, пять, я тебя иду искать. Ненавязчиво побуждайте ребенка при этом эмоционально реагировать, что-то говорить, смеяться. Вы также можете спрятаться, чтобы он сам шел искать. Рассматривайте дома семейные фотографии, спрашивая: – Ой, а это кто? А где здесь ты, Ванечка? А мама? А папа? Кто это? Бабушка?
  3. Побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса. Спрашивайте ребенка модулирую какую-то ситуацию: – Что это? Что там? Например, вы включили неожиданно веселую музыку. Спросите: – Что это? Откуда звучит? Где звучит? Там или здесь?
    Пусть ребенок танцует. Или приобрели новую куклу, которая может издавать звуки. Используйте книжки – раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу). Расположите ребенка к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова).
  4. Работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением, но не постановкой отдельных звуков.
  5. Развитие речевого слуха и слухового внимания.
  6. Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
  7. Формирование умения передавать простейшие рифмы. Для этого можете использовать стишки типа: «тра-та-та, мы везем с собой кота»
  8. Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией. Можно использовать темы: «Мы играем», «Моя комната». Например, играя с ребенком, вы должны называть каждый предмет, игрушку, действия, невольно склоняя ребенка к запоминанию слов (в работе можно использовать интерактивную вязанную осьминожку, ребенок вытягивает лапку осьминожки со словом и запоминает его, а в последствии и учится его говорить).
  9. Развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество). Для этого нам нужно использовать игры с предметами различными по цвету, форме, размеру и количеству.

Можно использовать цветные кубики, пирамидку, различные геометрические фигуры (треугольники, круги, ромбики и квадратики).

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби тру» (машина едет), «ляля ааа» (кукла спит). На фоне лепетной речи может вдруг появиться нормально произносимые слова. Ребенок может несколько дней ходить и с наслаждением повторять получившееся слово, сам вслушиваться в новое звучание, демонстрируя его окружающим.

Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.

Дефектолог: Егорова М.Н.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять