Приступая к занятиям с неговорящим ребенком, важно не отпугнуть его настойчивым «скажи». Можно использовать различные игры с игрушкой, которая могла бы заинтересовать ребенка.
Чтобы вызвать у ребенка безречевое, а в последствии речевое подражание, вы можете ненавязчиво предложить игру типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж). Далее работа ведется по нескольким направлениям.
- Развитие понимания речи, простейших инструкций. Например, попросите ребенка (дай ручку, покажи носик)
- Пробуждение речи через ситуации, которые эмоционально заинтересуют ребенка. Здесь применяются различные виды пряток: предложите ребенку поискать спрятанную игрушку, найти части тела. Например, спрячьте одну руку за спину и скажите: – Ой, а где вторая рука, ну-ка поищи другую руку, где она спряталась?
Также можно предложить ребенку спрятаться и поискать его самого, приговаривая: – Раз, два, три, четыре, пять, я тебя иду искать. Ненавязчиво побуждайте ребенка при этом эмоционально реагировать, что-то говорить, смеяться. Вы также можете спрятаться, чтобы он сам шел искать. Рассматривайте дома семейные фотографии, спрашивая: – Ой, а это кто? А где здесь ты, Ванечка? А мама? А папа? Кто это? Бабушка? - Побуждение речи через вызывание ориентировочного рефлекса. Спрашивайте ребенка модулирую какую-то ситуацию: – Что это? Что там? Например, вы включили неожиданно веселую музыку. Спросите: – Что это? Откуда звучит? Где звучит? Там или здесь?
Пусть ребенок танцует. Или приобрели новую куклу, которая может издавать звуки. Используйте книжки – раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу). Расположите ребенка к речевому подражанию, повторению наряду с лепетом обычных слов (ля-ля, сова). - Работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением, но не постановкой отдельных звуков.
- Развитие речевого слуха и слухового внимания.
- Стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
- Формирование умения передавать простейшие рифмы. Для этого можете использовать стишки типа: «тра-та-та, мы везем с собой кота»
- Уточнение и расширение пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией. Можно использовать темы: «Мы играем», «Моя комната». Например, играя с ребенком, вы должны называть каждый предмет, игрушку, действия, невольно склоняя ребенка к запоминанию слов (в работе можно использовать интерактивную вязанную осьминожку, ребенок вытягивает лапку осьминожки со словом и запоминает его, а в последствии и учится его говорить).
- Развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество). Для этого нам нужно использовать игры с предметами различными по цвету, форме, размеру и количеству.
Можно использовать цветные кубики, пирамидку, различные геометрические фигуры (треугольники, круги, ромбики и квадратики).
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: «биби тру» (машина едет), «ляля ааа» (кукла спит). На фоне лепетной речи может вдруг появиться нормально произносимые слова. Ребенок может несколько дней ходить и с наслаждением повторять получившееся слово, сам вслушиваться в новое звучание, демонстрируя его окружающим.
Приблизительно через два месяца после этого он начинает говорить.
Дефектолог: Егорова М.Н.