Для каждого родителя, имеющего ребенка с особенностями, по окончании дошкольного учреждения, или, когда уже подходит время идти в школу их особенному малышу, настает тяжелое время, а также остро встают вопросы: «Куда пойти ребенку учиться?», «Что с ним будет дальше?», «Что ждет моего особенного, но очень любимого и дорогого сына или дочку?».
В нашей стране все дети имеют право на образование, но выбор учреждения каждый родитель должен сделать самостоятельно. Пойдет ли ребенок в общеобразовательную школу для обучения по инклюзивной программе или будет учиться в специализированном учреждении?
Инклюзивная практика оказывает мощное влияние на развитие и образовательного процесса в целом, и его структурных компонентов, в значительной степени изменяя отношения между всеми его участниками. Подобная инновация обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, формирование педагогического сообщества нового типа. Не может оставаться в стороне от этой магистральной линии развития образования и такой его компонент, как психолого-медико-педагогическое консультирование, основная функция которого ранее сводилась преимущественно к комплектованию учреждений специального образования.
Всем особенным детям для определения образовательного маршрута необходимо пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Cпециалисты данной комиссии коллегиально оценят уровень развития ребенка и определят образовательный маршрут.
Ниже приведем критерии оценки и принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка:
- Принцип практической направленности.
- Коррекционно-развивающая направленность.
- Принцип доступности.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
- Принцип целостности педагогического процесса.
Критерии оценки эффективности:
– усвоение учебной адаптированной программы;
– положительная динамика в развитии устной речи;
– повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
– овладение пространственно-ориентировочными навыками;
– удовлетворенность родителей психолого-педагогическим сопровождением ребенка;
– социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.
Всегда выбирая образовательный маршрут ребенку, мы должны руководствоваться тем, чтобы ребенку было хорошо, чтобы он чувствовал себя успешным и нужным, но многие родители считают, что если ребенок пойдет в специализированное учреждение, то это будет негативно выделять его среди других детей.
Однако, нужно учитывать тот факт, что в специализированных учреждениях работают обученные специалисты, которые могут работать с тем или иным нарушением развития, а также требования к ребенку будут предъявлены адекватно его развитию и учитывая дефект. Порой не всегда в общеобразовательных учреждениях в рамках инклюзивного образования имеются специалисты, которые нужны именно Вашему ребенку.
В полустационарном отделении реабилитации детей с ОВЗ работают специалисты, которые подскажут родителям особенных деток, с чего начать и куда обратиться, чтобы построить оптимальный образовательный маршрут.
дефектолог полустационарного отделения
реабилитации детей с ОВЗ
Егорова М.Н.