«ИГРЫ ДЕТЕЙ – ВОВСЕ НЕ ИГРЫ…»
О роли дидактической игры в развитии ребенка
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребенка. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития. В игре ребенок становится «на голову выше самого себя», решает более сложные задачи, как практические, так и умственные. В дидактической игре с предметами манипуляция пальцами способствует активизации мыслительных процессов, и наоборот, если руки ребенка бездействуют, их интенсивность ослабевает. В процессе игры дети производят различные действия: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. д. Все это помогает развить у детей речь, память; пополняется их словарный запас, они знакомятся со свойствами предметов, развивают наблюдательность, сообразительность, ловкость. Дидактические игры с правилами занимают немаловажное место среди методов воспитания и обучения детей. У вновь поступивших детей, замкнутых, малоактивных, таких, как Иван А., Даша Г., трудно удается выявить индивидуальные способности. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдателей, боятся, что не справятся с игровой задачей. Их нерешительность и неуверенность в себе мы преодолеваем следующим образом. Играя вместе с детьми, я незаметно даю им более легкие вопросы и задания: «Собери пирамидку», «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Кто в домике живет?», «Собери картинку». Удачные решения вселяют в детей уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. Продуманное содержание дидактической игры, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать всестороннему гармоничному развитию и воспитанию социально активной личности детей дошкольного возраста.
РУМЯНЦЕВА Т. А., воспитатель I группы