Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Роль игры в формировании навыков личной гигиены

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности. Она включает в себя: уход за кожей, за полостью рта, в частности за зубами, сохранение зрения, слуха, уход за волосами.

Дети, поступившие в полустационарное отделение реабилитации детей с ОВЗ центра, слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены: часто не умеют умываться, чистить зубы, следить за чистотой своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У многих воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Воспитание культурно–гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Для решения вышеуказанных задач, в отделении реализуется программа «Мойдодыр» и большая часть программы отводится игре.

При формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья культурно – гигиенических навыков очень важно использовать метод игровой технологии, которая является для них наиболее подходящей формой коррекционного обучения. Любая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Игра при обучении ребенка данной категории является важной жизненной необходимостью, а также является основным источником знаний, навыков и умений. Игровые технологии хороши еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает у него чувство радости. Игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.   Для успешного использования игровых технологий при обучении детей, необходимо обеспечить ребёнка нужным игровым материалом и, конечно, создать игровую ситуацию, а также необходима постоянная помощь педагога в ходе игры. Помощь педагога в игре должна быть ненавязчивой, понятной для ребёнка. Игра для них – учёба, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для детей – форма познания окружающего мира.

В своей работе мы используем дидактические, компьютерные (Мерсибо) и сюжетно-ролевые игры. Дидактические и компьютерные игры позволяют не только расширить или закрепить названия предметов личной гигиены, но и позволяет детям усвоить их назначение и сферу применения.

Формирование навыков личной гигиены связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья. Для этого использовались такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти). Далее формируем умение узнавать предметы личной гигиены (расческа, полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста, мыло). Для этого необходимо четко проговаривать в сопровождении показа названия предмета личной гигиены: “Это расческа” ,”У меня расческа”, “Возьми расческу,” “Это расческа Вали”, ” Дай мне Валину расческу”, “Положи расческу на место” и т.д.; проводятся игровые упражнения: “Найди свою щетку,” “Сними свое полотенце,” “Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.; игровые упражнения (работа с натуральными предметами): “Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов; дети рисуют и раскрашивают предметы личной гигиены, украшают их (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.); проводятся игровые упражнения (работа с рисунками): “Покажи, где полотенце (зубная щетка и т.д.); используются практические ситуации: ” Где полотенце Тани?” и т.д.

В ходе сюжетно-ролевых игр непосредственно обучаем детей навыкам личной гигиены. Проводятся игры с использованием мыла: “Водичка, водичка”, “Сделаем лодочки”, “Мыльные перчатки”, “Вымой руки”, “Умывалочка”, “Утро наступило”, “Зайка хочет спать”, “У мишки грязные лапки”, “Кукле Оле моем ручки “, игра-инсценировка “Девочка чумазая” и т.д.; с использованием зубной щетки: “Фонтанчики”, “Почистим кукле зубки”, “Утро куклы Маши”, “Вечер куклы Даши”, “У крокодила Феди заболели зубки”, “Волшебная щеточка”, “В гостях у королевы Зубной щетки” и т.д.; игры с использованием полотенца: “Купаем куклу Олю”, “Подарим мишке полотенце”, “Зайка вымыл лапки”, “Вытираем руки (лицо, уши)” и т. д; игры с использованием носового платка: “У Кати насморк”, “Заболел зайчик”, “Мишка чихает”, “В поликлинике”, “На приеме у Айболита” и т.д; игры с использованием расчески: “В парикмахерской”, “Утро Маши”, “Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, ” Причешусь у зеркала”, “Кате делаем прическу”, “Научи Неумейку расчесываться” и т.д. Использование подобных игровых ситуаций вызывает массу положительных эмоциональных стимулов, что позволяет поддерживать интерес детей к процессу обучения.

Таким образом, отметим, что применение игровых технологий в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость от взрослого, создает условия для переживания личного успеха, положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впоследствии способствует их активному включению в социум.

 

Воспитатель полустационарного отделения

реабилитации детей с ОВЗ

Спирина О.И.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять