О РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ОПЫТ РАБОТЫ
Истинное направление развития
мышления не от индивидуального
к общественному, а от общественного
к индивидуальному.
Л.С. Выготский
Дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности. По мнению Л.С. Выготского в дошкольном возрасте мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Основу для развития логического мышления нужно заложить уже в раннем детстве. Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Развитие логического мышления не происходит изолированно, а образуется и развивается на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основной целью формирования логического мышления у дошкольников является развитие умственных способностей детей. Игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения необходимы дошкольникам для того, чтобы развивать способность «действовать в уме». К ним относятся развивающие игры-головоломки, логические блоки Дьенеша, словесные игры, пальчиковые игры, конструкторы, мозаика, строительный материал.
Наши дошкольники с большим интересом и удовольствием играют в игры-головоломки или собирают удивительные фигуры, используя геометрические конструкторы. Знакомство детей дошкольного возраста с головоломками я начала с игры «Монгольская игра». «Монгольская игра» – одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представления о форме и размере. Развивает операции мышления: анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность. Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности. После показа и разъяснения детям предлагалось самостоятельно собрать картинку из геометрических фигур. Детей очень увлекла эта игра. Доступность этой головоломки способствовала формированию у детей дошкольного возраста положительного эмоционального отношения к ней, что стимулировало мыслительную активность. Пытаясь правильно собрать фигуры-силуэты предметов и животных, дети учились настойчивости, у них активизировалась мелкая моторика, закреплялось умение делать вывод, формировалось понятие, что целый объект может состоять из частей. Еще одна игра «Пустой квадрат». Цель этой игры – дорисовать в пустом квадрате фигуру или силуэт, которого не хватает в каждом ряду. Эта игра сложнее и требует от дошкольников больше концентрации и объема внимания, а также творческих способностей, поэтому она была предложена детям шести лет. Третьей словесно-логической игрой является загадка. Чтобы отгадать загадку, ребёнок должен провести следующие операции: произвести анализ, синтез и сделать умозаключение, т.е. отгадать загадку. Дошкольникам предлагались отгадать загадки на слух и с помощью наглядного пособия. Тема загадок: «Зима», а объектами для разгадывания стали зимние забавы и зимующие птицы. Анализируя работу по развитию логического мышления, мы пришли к выводу о плодотворности этой деятельности: дети стали более раскрепощёнными, они с удовольствием вступают в контакт со взрослыми и друг с другом. Они обретают уверенность в себе, учатся связно излагать свои мысли, чувства, делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.
ПОЛОВИНКИНА Т.Н., воспитатель I группы