7 февраля 2020 года Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб» совместно с Издательством «Социальное обслуживание» объявили Второй Всероссийский конкурс статей «Золотое перо» социальных служб России – 2020». Первый Всероссийский конкурс был проведен в 2018 году. Он вызвал большой интерес у руководителей и работников организаций социального обслуживания вех форм собственности. На конкурс поступило более 400 статей практически из всех регионов России, около 100 их авторов стали лауреатами и получили соответствующие дипломы. Второй Всероссийский конкурс статей «Золотое перо» социальных служб России – 2020» был призван: содействовать обобщению, распространению и внедрению инновационной практики; стимулировать развитие и реализацию творческого потенциала работников социальных служб; способствовать созданию оптимальных условий для обмена опытом. К участию приглашались специалисты самого разного уровня и направления деятельности. Наше руководство предложило мне принять участие в конкурсе, так как немногим ранее мною был обобщен и адаптирован к условиям стационара социально-реабилитационного центра опыт формирования навыков звукового и языкового анализа и синтеза и навыков чтения. Дети, поступающие в наш центр, зачастую не просто плохо читают, многие из них не знают алфавита. У большинства из них анамнез отягощен умственной отсталостью различной степени тяжести. Обучение этих детей требует терпения и наглядности. Сам процесс им кажется скучным, а результат практически не достижимым. Поэтому я решила превратить весь процесс в игру. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «неуспеха». В игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя. Перед нами стоит задача скорейшей адаптации и интеграции детей в общество и здесь необходимо включать инновационное мышление, которое включает синтез, комбинирование ранее не связанных идей или продуктов для создания чего-то уникального. Проанализировав свой опыт, наблюдая за детьми, выделяя для себя наиболее эффективные методы, я подумала, что, занимаясь по книге одного автора, ты теряешь драгоценное время, т. к. все эти пособия рассчитаны на год, а в наших учреждениях мы такой возможностью не располагаем. Я решила вычленить наиболее эффективные методы и объединить их в сборник для удобства использования. В марте 2019 года сборник был подготовлен и опубликован на сайте infourok.ru. Часть упражнений, включенных мной в сборник, являются авторскими или модификацией методик, предложенных другими авторами. Все обучающиеся освоили навык звукового, языкового анализа, научились читать, достигли в развитии названных умений среднего уровня. Достигнуть высокого уровня не удалось по объективным причинам: сложно закрепить полученные умения, а временные рамки пребывания в нашем учреждении ограничены, необходимо разбудить интерес к чтению, а это уже задача учителей и родителей, ну а для многих высокий уровень развития навыка чтения, действительно, недостижим. Зато повысился уровень мотивации к учебе, выросла самооценка детей, появилась вера в собственные возможности, что способствует успешной социализации и интеграции ребенка в детский коллектив. Психолог, изобретатель и писатель Б.Ф. Скиннер советовал всем, кто, работая над своей задачей, наткнулся на нечто интересное, оставить первоначальный замысел и изучать это нечто. Готовый сборник натолкнул на мысль использовать его в работе с детьми дошкольной группы. Тем более что содержание его отвечало всем требованиям, предъявляемым к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, познавательное содержание, умственная задача, учет естественных механизмов овладения речью в норме, особая значимость для развития знаковой функции речи ребенка и для развития интеллекта. Осталось только проверить эффективность на практике. Мы предполагали, что данная методика позволит за то время, которое ребенок находится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, обучить его как минимум начальным навыкам языкового анализа. Оказалось, что у детей дошкольного возраста занятия по этой методике вызывают неподдельный интерес, процесс усвоения звукового анализа проходит достаточно легко. Универсальность этой методики состоит еще и в том, что она может использоваться как на подгрупповых занятиях, так и индивидуально. Если ребенок поступил в центр в середине учебного года, на индивидуальных занятиях он может быстро достигнуть необходимого уровня и продолжить обучение в подгруппе. Все свои наблюдения я отразила в статье и мне приятно, что она обратила на себя внимание, описанный опыт показался интересным и был оценен жюри конкурса как достойный присвоения мне звания «Лауреата Всероссийского конкурса статей «Золотое перо» социальных служб России – 2020» с вручением соответствующего Диплома. Пробуйте и у вас получится!
П. В. Артемова, логопед стационарного отделения