Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте. Симптомы – невозможность начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия. Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы. Лечебные мероприятия включают поведенческую терапию, специальное обучение, медикаментозную коррекцию поведенческих и кататонических расстройств.
В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Зачастую, поступление таких ребят в детскую организацию связанно с массой трудностей, как для самих детей, так и для их семей и специалистов. Уже с первого дня такой ребенок демонстрирует аутистические реакции, эмоциональные расстройства, проблемы в общении. Педагогам не хватает знаний, как наиболее эффективно построить работу с такими детьми. Когда в детский коллектив поступает ребенок с РАС, перед педагогом стоит ряд вопросов, которые он должен решить: как адаптировать «особого» ребенка в коллективе, и многое другое. С чего же начать и как наиболее эффективно построить работу?
Целесообразно познакомиться с «особым» ребенком и его семьей заранее, изучить медицинские документы, заключение и рекомендации ПМПК. Пообщаться с самим ребенком, понаблюдать за ним в процессе различных видов деятельности. Пообщаться с родителями, узнать индивидуальные психофизические особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, с ритуалами повседневной жизни, особенностями общения всех членов семьи с ребенком. Важно, чтобы родители почувствовали неподдельную заинтересованность и желание педагога работать с таким ребенком, а впоследствии стали союзниками в вопросах обучения и воспитания «особого» ребенка. Адаптация ребенка с РАС в силу своих психофизических особенностей происходит очень тяжело. Ребенок с трудом привыкает к режиму дня, новым обязанностям, наличию других детей в коллективе. Здесь важна терпимость и постепенность. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и готовности семьи к взаимодействию с педагогом, количество времени, проводимое в новой обстановке, увеличивается постепенно (от нескольких минут до полного дня), а помощь со стороны взрослых уменьшается. Ребенок должен четко знать, где находится его комната для занятий, туалет, спортивный зал, какие действия от него ждут в каждом из этих помещений. У такого ребенка должно быть свое постоянное рабочее место и место для отдыха (возможного таймаута на занятии). Сохранение пространства в пространственной организации жизни ребенка способствует уменьшению поведенческих срывов.
Дети с РАС характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного, внимательного к себе отношения. Поэтому должна быть создана положительная эмоциональная обстановка. Говорить с «особым» нужно только спокойным, ровным голосом. Инструкции должны быть короткими и четкими. Ребенку нужна постоянная поддержка со стороны педагога, поощрение. Задания даются в соответствии с возможностями и интересами ребенка, оказывается помощь, используются различные дополнительные виды наглядности. Очень положительно на ребенка с РАС оказывает работа в парах или группах, ролевых, сюжетных, командных играх. Сначала это пассивное присутствие или даже отказ, но со временем у «особого» ребенка проявляется интерес, он включается в посильную совместную деятельность, а это ведет к формированию навыков коммуникации и социализации. Надо помнить, что перевозбуждение, внешне немотивированный смех или плач ребенка, хлопанье в ладоши и даже агрессия на окружающих, как правило, связаны с его перегруженностью впечатлениями. Нужно научить ребенка в такие моменты уходить на некоторое время в зону отдыха (таймаут на занятии). Со временем пребывание в зоне отдыха необходимо постепенно сокращать. Очень важно, чтобы окружающие люди поняли, приняли «особого» ребенка. Это одна из самых сложных для решения, но необходимых для успешной социализации ребенка с РАС задача. Здесь важна ежедневная работа педагога с детским коллективом по формированию толерантного отношения друг к другу. Дети должны понимать, что каждый из них неповторим и каждый заслуживает уважения, возможно помощи. Важно подчеркивать достоинства и положительные сильные стороны «особого» ребенка, предупреждать или корректно разрешать конфликтные ситуации. Работа по данным направлениям способствует созданию условий, необходимых ребенку с расстройствами аутистического спектра для успешного включения в общество с учетом его психических и физических возможностей.
Подготовил дефектолог
полустационарного отделения
ГУ ТО «СРЦН № 4
Егорова Марина Николаевна