Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»
п. Гвардейский, ул. Молодёжная, д.11 тел. 8 (48732) 3-26-68
г. Щекино, ул. Пионерская, д. 4б тел. 8 (48751) 5-92-18
п. Чернь, ул. Советская, д. 21 тел. 8 (48756) 2-15-46
п. Дубна, ул. Первомайская, д. 41 тел. 8 (48732) 2-24-57
г. Щекино, ул. Колоскова д.14 тел. 8 (4872) 26-80-07
п. Тёплое, пер. Коммунальный, д 8 тел . 8 (48755) 2-15-86
д. Долматово, ул. Юбилейная зд. 4 тел. 8 (48756) 2-45-14
ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ ПОДДЕРЖКИ 8 (48732) 3-26-68 - п. Гвардейский, 8 (48751) 5-87-76 - г. Щекино. УЧРЕЖДЕНИЕ ОКАЗЫВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ (скайп). Номер телефона для заказа социального такси 8 800 200 52 26. Номер телефона единой справочно-консультативной службы отдела социально защиты населения по городу Туле 8 800 700 47 04

Просто о сложном: нейропсихология

jj

Просто о сложном: нейропсихология.

3 блока мозга как структурно-функциональная модель.

 Признаки нарушения в развитии блоков мозга

 

В начале 20 века известный советский психолог и врач-невропатолог А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

1 блок мозга (Рис. 1)

1 – энергетический блок – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса организма.

1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС.

Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

2 блок мозга (Рис. 2)

2 блок – приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.

При поражении возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.). – вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора).

При поражении наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии) – третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).

Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.

Причем, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария – страдает символическая ориентировка в пространстве.

3 блок мозга (Рис. 3)

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей головного мозга.

Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц.

Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется “полевым” поведением.

 

Что делать? Конечно играть!

Примеры нейропсихологических игр:

Упражнение «Волшебное зеркальце»

Пусть ребенок выберет из двух изображений в зеркале, одно из которых зеркальное предъявляемому, правильное. Старшим дошкольникам и школьникам можно дать задание на определение зеркальных букв.

1/1

Н.Немцова, Е.Тимощенко. Волшебное зеркальце. Первое интерактивное чтение с нейропсихологическими заданиями

 

Дорисуй мишку по клеточкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немцова, Тимощенко. Мишка. Первое интерактивное чтение с нейропсихологическими заданиями

 

 

 

Рисование одновременно двумя руками.

Обведи морские волны сразу двумя руками. Руки движутся навстречу друг другу. Правая рука движется справа налево, левая — слева направо.

1/1

Н.Немцова, Е.Тимощенко. Волны. Первое интерактивное чтение с нейропсихологическими заданиями

Нажмите на стрелочки в верхнем правом углу для того, чтобы увеличить рисунок

 

Найди игрушку

Для этой игры, в соответствии с инструкцией спрячьте игрушку. А потом попросите ребенка найти ее. Диктуя инструкцию соблюдайте правило: 1 шаг — одно произнесение, обязательно пауза на размышление. Не торопите ребенка.

Примерная инструкция: три шага вправо, два шага прямо, перепрыгни через кубик, проползи на четвереньках до коробки (комода, шкафа и т. п.). Найди то, что спрятано.

Пройди лабиринт только глазами, без помощи рук

Игры для улучшения скорости и эффективности чтения.

1/1

 

Муха

Игра помогает развить внимание и пространственную ориентацию. Играть можно используя таблицу (луг), приведенную здесь, или нарисовав её мелками на асфальте. Объясняем, что муха маленькая, поэтому она превратилась в точку. Рисуем точку в одной из клеток. Затем ребенок закрывает глаза, представляя таблицу, и мысленно следит за полетом мухи (А-3, В-2, Б-1 и т. д.).

1/1

Г. Абдулова. Муха.Скорочтение для детей

Шустрые пальчики

Выполняя упражнения на развитие мелкой моторики двумя руками одновременно, не только развивается память, восприятие, внимание (концентрация и переключение), но и речь. Суть упражнений нейробики в одновременном движении двух рук. Например, правой рукой ребенок держит себя за нос, а левой поглаживает по животу.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок

(На каждый слог обе ладони одновременно то сжимайте в кулачки, то разжимайте)

Для барашков, для овечек —
Десять маковых колечек

(разжать кулачки и показать все пальчики)

Девять сушек

(перечисляя, по очереди правой рукой загибайте по одному пальцу на левой руке),

Восемь плюшек,
Семь лепшек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,

(перечисляя, по очереди левой рукой загибайте по одному пальцу на правой руке),

Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки!
И один калач купил,
Про себя не позабыл!

 

Вредный попугай

Развиваем речь, фонематический слух, навык смыслового чтения. Читаем слова и по очереди произносим, повторяя последний слог. Взрослый допускает ошибки, которые ребенок должен исправить.

Коза-са-са-са-са
Комар-вар-вар
Лужа-ша-ша-ша
Самовар-пар-пар-пар и т. д.

Таблица Шульте

Развиваем скорость чтения. Ребенок смотрит на точку в центре таблицы и, не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называет по порядку буквы. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8-10 секунд.

1/1

Гюзель Абдулова. Читаем после азбуки. Развиваем скорочтение

Следует помнить, что все задания можно варьировать и изменять сложность, в зависимости от уровня развития ребенка и степени поражения головного мозга.1/1

М.Н. Егорова, дефектолог

полустационарного отделения

реабилитации детей с ОВЗ

г. Щекино.

 

One thought on “Просто о сложном: нейропсихология”

  1. Светлана:

    Очень интересная статья с полезными упражнениями для детей. Спасибо автору.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять