«Чтобы воспитывать другого,
мы должны воспитать прежде всего себя»
Н.В. Гоголь.
Современные высокие требования, предъявляемые к результатам деятельности специалистов в коррекционно-развивающей работе, к комплексному профессиональному мастерству специалистов, диктуют необходимость постоянного повышения квалификации и мастерства педагогов.
Повышение профессионализма – это непрерывный процесс, в ходе которого специалисты обучаются очно и дистанционно на курсах повышения квалификации, в том числе участвуя в супервизиях узкой направленности, (например, по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата), каждый из специалистов так же занимается самообразованием, изучает узконаправленные материалы, касающиеся его профессиональной деятельности. В 2021 году педагогами – психологами отделения были прослушаны следующие вебинары: «Психотравматология в раннем детстве», «Когда трудно общаться. Какие проблемы решает Макатон», «Ребенок не диагноз. Как проводить первичные консультации для особых детей», «Игра в жизни ребенка младшего школьного возраста. Зачем играть.», «Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми. Комплексное использование традиционных и интерактивных технологий», «Маркеры, отражающие состояние ребенка», «Влияние мелкой моторики на интеллектуальное развитие ребенка», «Использование нейромеханизмов в коррекционной работе», специалисты участвовали в онлайн конференции «Мир без границ: возможность развития ребенка с ТМНР в социальном пространстве».
В рамках направления работы в сфере ранней помощи детям и их семьям, педагог-психолог Коростылева Т.В. и социальный педагог Леонова С.Ю. с 8 по 12 ноября 2021 года на базе Тульского Областного центра реабилитации инвалидов прошли курсы повышения квалификации специалистов по ранней помощи по теме: «Применение стратегий коучинга специалистом, работающим в сфере ранней помощи детям и семьям».
Педагог – психолог Красильникова О.Н. прошла курс повышения квалификации по программе «Инновации в патопсихологии детского возраста». Дефектолог Егорова М.Н. в 2021 году прошла обучение по темам: «Кинезиотейпирование в работе логопеда», «Работа дефектолога с неговорящими детьми».
Полученными знаниями специалисты делятся со своими коллегами.
Врач-педиатр отделения Матюхина Т.В. ежемесячно проводит занятия, которые делятся на теоретическую и практическую части, в теоретической части рассматривается конкретно проблема, (если на обслуживание ставят ребенка с редким заболеванием), это заболевание и особенности его течения, а также коррекционно-педагогическая деятельность обсуждается коллегиально, в ходе занятий просматриваются видеоматериалы по проблеме.
Специалистами, прошедшими обучение и освоившими новую технологию внутри отделения с коллегами, проводятся мастер-классы, направленные на повышение компетенции и улучшение качества предоставления услуг. В данных мастер-классах преобладают практические задания, которые можно применить на занятиях с детьми, специалисты сначала сами играют и выполняют задания, чтобы понять и обсудить возможности их применения с детьми с теми или иными диагнозами.
В отделении реализуется программа по нейрологоритмике «Умные движения», данная программа позволяет проводить как отдельные занятия, так и использовать элементы, например, песенки или задания. Дефектологом отделения Егоровой М.Н. был проведен мастер-класс по нейрологоритмике, где специалисты на себе попробовали различные Лого задания, ритмические песенки, а также дыхательные упражнения.
Педагог-психолог отделения Коростылева Т.В. в формате обмена опытом, среди специалистов полустационарного отделения провела мастер-класс «Применение языковой программы Макатон в работе над развитием социальных коммуникативных навыков у неговорящих детей». Теоретическая часть мастер-класса содержала знакомство специалистов с таким методом диагностики уровня коммуникативных навыков, как Матрица коммуникации (или матрица общения), с инструментами АДК. Практическая часть содержала в себе знакомство с символами и базовыми жестами языковой программы Макатон (с помощью видео-представлений Т.А.Бондарь, логопеда РБОО «Центр лечебной педагогики»). На практическом занятии специалисты практиковали применение символов основного словаря, в который входят наиболее важные и частые понятия («привет», «пока», «дай», «пожалуйста», «спасибо», «еще», «пить», «туалет» и пр.).
Полученные знания обогащают специалистов, позволяют на практике осваивать новые технологии, помогают специалистам лучше понять внутренний мир ребенка и более грамотно подходить к разработке индивидуальной программы реабилитации.
Дефектолог Егорова М.Н,
педагог-психолог Коростылева Т.В.