В современном мире редко встречаются читающие дети. Основную информацию они черпают из современных источников, таких как интернет, соцсети, телевидение.
Один из вариантов работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, который я использую – просмотр и обсуждение художественного фильма. Кино – это особый вид искусства, который оказывает огромное влияние на общество и отношение к окружающему миру. Кино для детей – это сама жизнь и огромное окно в мир, в который они с жадностью заглядывают и который жаждут как можно скорее и полнее освоить. Впечатления, полученные в детские и юношеские годы, сохраняются на всю жизнь, оставляют глубокий след в психике, накладывают свой отпечаток на мировоззрение, убеждения, характер человека.
Место кино в воспитательном процессе не может быть заменено ни чем – ни дидактикой, ни лекциями, ни познавательными играми.
Фильмы гораздо сильнее воздействуют на психику подростка, чем взрослого человека (особенности подросткового возраста – он выбирает героев для себя, стремится им подражать, отсутствие полутонов. Поэтому воздействие может быть и положительным, и отрицательным (70% подростков предпочитают смотреть боевики и фильмы ужасов, о качественном, мировоззренческом кино речи не идёт). Поэтому моя задача – подбирать такие фильмы, которые бы потрясли ум и душу подростка, облагораживали чувства, пробуждали бы в душах ребят лучшие духовные силы.
Кино – это:
- Способ донести до ребёнка важные мысли в метафизической форме;
- Повод задуматься;
- Неформальная обстановка обсуждения.
Задачи, которые я для себя ставлю в процессе просмотра и обсуждения:
- Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыками эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнёра по общению (или киногероя);
- Развитие навыков решения проблем, расширение поведенческого репертуара;
- Снятие стресса: фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение;
- Осознание и осмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни;
- Развитие способности для анализа различных ситуаций, быть честным перед самим собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять свой жизнью;
- Развитие способности к переживанию.
Структура работы с фильмом:
- Предисловие – главная задача – заинтересовать, вызвать нетерпение просмотра.
- Затем – просмотр (с возможным стопкадром для расшифровки ситуации).
- Обсуждение – выбор конкретных значимых проблем, необходимо иметь заключительное резюме, и в процессе обсуждения (при свободном общении и высказывании, различных точках зрения – держать направление дискуссии.
- Не перебивать говорящего, уметь слушать другого.
Тема жестокости и насилия актуальна как никогда в наше время. Кино позволяет работать с этой проблемой. Я предложил ребятам для просмотра и обсуждения следующие фильмы: «Класс», «Повелитель мух», «Класс коррекции», «Чучело». Предполагаем посмотреть «Куколка», «Что-то не так с Кевином», «Хорошие дети не плачут», «Изгой». Основной акцент при обсуждения этих фильмов:
- Принадлежность к группе (т.е. не принимать решение самим, делать как все – это снимает ответственность за поступки;
- Является ли молчание предательством;
- Что такое быть взрослым;
- Что такое личность;
- Умение прощать.
Кино-ресурс, позволяющий получить опыт решения проблем, развитие кругозора и интеллекта, познание себя и окружающего мира, понимание своих мыслей, чувств, поступков и других людей.
Воспитатель: Никитин О.В.