Покупая игрушки, пособия, мы не всегда задумываемся над тем, чему и для чего мы учим детей? Какой цели мы хотим достичь? Научить ребенка отдельным навыкам? Или все- таки думаем о том, как сделать так, чтобы наши дети были успешными и на детской игровой площадке, и в гостях, и в детском саду, и в школе?
Как развить у ребенка наблюдательность, ловкость, умение выполнять сложную последовательность действий, внимание, память, мышление, речь, общение и сотрудничество с детьми и взрослыми, не усаживая его за стол для выполнения бесконечных заданий? С этими задачами нам поможет справиться детская игрушка.
Игрушка — предмет детских забав и развлечений служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания – разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Возраст от 1 года до 3 лет – это возраст активного речевого развития и повышенной детской любознательности.
Игрушки, в которые малыш играл в возрасте от 6 до 12 месяцев, продолжают интересовать его, но к ним необходимо добавить новые, отвечающие возросшим возможностям крохи.
На втором году жизни ребенок активно овладевает действиями с бытовыми предметами (ложки, чашки, расчески…) и учится обращаться с ними, копируя поведение взрослых. В игре малыш овладевает культурными способами использования различных вещей, расширяет представления о мире, развивает ловкость рук.
Познавательные способности детей – мышление, внимание, память – развиваются в процессе действий с предметами, поэтому пирамидки, вкладыши, матрешки, мягкие кубики, являются хорошими помощниками в этом. Они способствуют развитию восприятия, умению сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему.
Покупая игрушку-вкладыш (сортер), помните, формы деталей, которые ребенок будет вкладывать в соответствующие прорези, должны быть простыми и понятными для него (круг, квадрат, треугольник), а фигурки – удобны для захвата и манипулирования.
Юла привлекает внимание детей, стимулирует к активным действиям, развивает координацию движения, мышцы ручек, ловкость, учит соизмерять усилия. Помогает малышу устанавливать причинно-следственные связи между явлением и действием: я кручу – она вращается, перестаю крутить – останавливается. Цветовая гамма юлы помогает легче запомнить цвета.
Крупная мозаика развивает мелкую моторику и пространственное мышление малыша, учит распознавать цвета и количество фигурок.
Куклы, игрушечные животные, кукольная утварь (посуда, одежда) – развивают игровую деятельность и воображение детей.
Мяч подойдет для развития ловкости и координации. Для детей, периода раннего детства, нужны легкие, резиновые, небольшого размера мячики (диаметр 10 – 15 см), чтобы их было удобно брать двумя руками, удерживать, бросать и катать. Для развития речи ребенка важно больше разговаривать с ним, обсуждать повседневные действия, читать книжки.
Активизировать речь помогут:
– кубики с различными картинками;
– развивающие книги с детскими стишками и рассказами;
– книжки с объемной анимацией;
– картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек;
– сюжетные картинки с изображением действий;
– наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (белочка сидит на дереве, под деревом, в дупле дерева).
Изображения должны быть четкими и ясными, со знакомыми ребенку предметами и животными.
Не менее важны игрушки предметы-заместители – всевозможные лоскутки, коробочки, палочки, кусочки чего-нибудь и т.д. Они способствуют развития фантазии и творчества.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов: на стуле сидят, а едят с тарелки. Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой, мебелью и увеличивать игрушки в размерах.
Необходимо включать в игру более сложные пирамидки, различные настольные игры, лото, домино, пазлы, шнуровки, наборы цифр и букв. Эти игры, способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, глазомера, учат терпению.
Желательно играть всей семьей – это объединяет и ребенок, наблюдая за поведением взрослых, привыкает к соблюдению правил, постигает их смысл.
Занятия с использованием краски, пластилина, глины, соленого теста, цветных карандашей и мелков, помогут развить творческий потенциал и фантазию детей.
Игрушки-орудия – ведерки, лопатки, грабельки – являются уменьшенными копиями орудий труда взрослого, с их помощью малыш, развивает и закрепляет понимание трудовой деятельности.
Театрализованные игрушки (куклы пальчиковые, вырезанные из картона, на ниточках…) помогают ребенку обыгрывать действия персонажей из любимых сказок. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь (мимика, жесты, поза, интонация), развиваются театральные способности. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность, развитие и причинную обусловленность событий.
Все вышеперечисленные игрушки помогут гармоничному и разностороннему развитию Вашего ребенка. Но, родителям важно помнить: игрушка развивает способности детей, когда взрослый не просто дает её в руки ребенку, а учит его играть с ней, открывая различные свойства и возможности игрушки для малыша.
Педагог-психолог полустационарного
отделения реабилитации детей с ОВЗ
Коростылева Т.В.